Нет отзывов, добавить
+7 (701) 770-19-80
+7 (707) 771-01-80
Адвокат Ахметжанов С.А.

О совершенствовании (проблемах) судебной практики по усыновлению

О совершенствовании (проблемах) судебной практики по усыновлению
Для информационно-аналитического юридического журнала «Адвокаты»   Тема: «О совершенствовании (проблемах) судебной практики по усыновлению».   В последние годы общество бьет тревогу, о том, что Казахстанских детей проще купить, чем усыновить! В прокуратуре заявили, что в стране резко выросло число преступлений, связанных с продажей детей. И чаще всего потенциальных родителей толкают на это органы опеки, а иногда они и сами выступают посредниками в подобных сделках. В Парламенте предлагают как можно быстрее упростить процедуру усыновления. Тогда бы дети быстрее обретали родителей, а взрослые не стояли годами в очередях за ребенком. Поощрять усыновление сирот призвал президент Казахстана в своем послании "Стратегия "Казахстан-2050". «В мирное время мы имеем тысячи сирот - наши детские дома и приюты переполнены. Это, к сожалению, общемировая тенденция и вызов глобализации. Но мы должны противодействовать этой тенденции. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа. Дети - наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, и они не должны быть бесправными. Как Лидер нации, я буду требовать защиты прав каждого ребенка. Любой ребенок, который родился на нашей земле, - казахстанец. И государство должно заботиться о нем».   Усыновление (удочерение) - правовая форма передачи ребенка на воспитание в семью на основании судебного решения, в результате которой возникают личные неимущественные и имущественные права и обязанности, приравниваемые к правам и обязанностям родственников по происхождению.   Оказывая юридическую помощь гражданам, изъявившим свое желание усыновить ребенка, мы - адвокаты часто сталкиваемся с противоречиями норм процессуального права с подзаконными актами, регулирующими правила усыновления в судебном порядке.   Первое, при подаче заявления об усыновлении сразу же сталкиваемся одним из противоречий. Так, согласно ст. 317-3 ГПК РК, судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка. Если руководствоваться этой процессуальной нормой, заявители не обязаны представлять суду заключение комиссии, а оно должно быть представлено органом опеки и попечительства в судебном заседании, так как, они являются обязательно участвующим стороной по делу. Но, однако, в Нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2000 года №17 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке (супружестве) и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» указано, что принимая заявление об усыновлении, суд проверяет, соответствует ли заявление по форме и содержанию требованиям ГПК. Кроме этого указано, что суду необходимо проверять наличие в приложении к заявлению следующих необходимых документов: заключение органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству по месту жительства (нахождения) ребенка об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого. Суд, руководствуясь данной нормой, всегда оставляет поданное заявление об усыновлении без движения, если в приложении отсутствует заключение органа опеки и попечительства. Другое дело, когда адвокаты обращаются наряду с заявлением  ходатайством об истребовании этих документов, суд может принять заявление и удовлетворить ходатайство, но, однако адвокат должен доказывать случай невозможности получения заявителем этих документов. Облегчением в данной ситуации является, то что, при усыновлении ребенка его отчимом или мачехой в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» заключение органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого не требуется.   Второе, при наличии у ребенка родителей их согласие является обязательным условием усыновления. Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье» ст. 93 устанавливает, что согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. На основании ст. 317-4 ГПК РК, дела об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самих усыновителей (усыновителя), представителей органов опеки и попечительства, а также прокурора. В необходимых случаях суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя) или иных законных представителей усыновляемого ребенка, его родственников и других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, достигшего возраста десяти лет. Но, однако, в Нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2000 года №17 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке (супружестве) и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» указано, что в целях максимального учета интересов ребенка суд должен привлечь к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его близких родственников при отсутствии родителей, представителей учреждения, в котором находится оставшийся без попечения родителей ребенок, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет. Руководствуясь данной нормой, суд в обязательном порядке требует  присутствия в суде родителя усыновляемого ребенка, хотя к заявлению было приложено нотариально удостоверенное заявление отказа родителя, согласие на усыновление ребенка конкретным лицом, либо без указания конкретного лица. В такой момент усыновители сталкиваются с огромными трудностями в поисках родителя, когда-то отказавшегося от своего ребенка. Очень болезненно преодолевают психологический барьер, так как они уже успели привыкнуть к усыновляемому ребенку, и очевидно становится страшно, когда возникает возможность оказания на родителя морального давления в суде. При этом законодатель не исключает, исходя из приоритета прав родителей, о возможности суда отказать в удовлетворении требования об усыновлении. Так как, следует учесть, что любой из родителей может до вынесения решения отозвать данное им ранее согласие на усыновление независимо от мотивов, побудивших его сделать это. Так же, не исключено, что суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия родителя. Хотелось бы отметить, что в связи с участившимися случаями продажи новорождённых детей и проверок со стороны прокуратуры, многие нотариусы отказываются заверять заявления родителей об отказе от ребенка и согласие на усыновление. Считаем, что это незаконно со стороны нотариусов, так как эта процедура волеизъявления все еще имеет законную силу.   Третье, на практике суды повторно запрашивают у усыновителей всю документацию, справки, в том числе оригиналы свидетельства о рождении, вновь проверяя и устанавливая в судебном заседании родственные отношения с усыновляемым ребенком. На самом деле, все эти обстоятельства для усыновления ребенка первоначально проверяются и устанавливаются комиссией, выдающей заключение. Одним из двух основных функции комиссии, согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 января 2015 года  № 13 «Правила деятельности и состав комиссии, выдающей заключение о возможности (невозможности) выдачи разрешения о передаче детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление», является подготовка заключения о возможности (невозможности) выдачи разрешения о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление. Комиссия создается при местных исполнительных органах района, города областного, республиканского значения, столицы. В комиссию входят руководитель управления образования области, отдела образования района, города областного, республиканского значения, столицы (председатель комиссии), специалист, осуществляющий функции по опеке и попечительству (секретарь комиссии), представители органа внутренних дел, органа координации занятости и социальных программ, органа здравоохранения, органа юстиции. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Потратив на сборы всевозможных справок и доказательств совсем немало времени, после сдачи заявления в органы опеки и попечительства, усыновители ждут заседание комиссии еще один месяц, чтобы получить заключение. А, еще хуже бывает  в летнее время, когда наступает пора отпусков в отделе образования. Тогда уж точно, заседание комиссии не будет проводиться до начала учебного года.   Четвертое, постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 380 «Правила передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление» определены следующие правила: - порядок передачи детей на усыновление родственникам, независимо от их гражданства и места жительства; - порядок передачи детей на усыновление гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан; - порядок передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим за пределами Республики Казахстан, иностранцам. Орган опеки и попечительства по месту нахождения усыновляемого ребенка, соблюдая все правила, направляет действия усыновителей в ходе досудебной подготовки, и в итоге предоставляет в суд разрешение о передаче ребенка на усыновление на основании заключения комиссии: - с указанием сведений о факте личного общения родственников, независимо от их гражданства; - с указанием сведений о факте личного общения граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан; - с указанием сведений о факте личного общения граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан, иностранцев, претендующих на усыновление, с этим ребенком. На этой стадии, органа опеки и попечительства, завершает осуществление основной своей функции в деле об усыновлении ребенка. На практике, представитель органа опеки и попечительства представив суду разрешение о передаче ребенка на усыновление на основании заключения комиссии, ссылаясь на свою занятость, стараются не участвовать в судебных заседаниях. При этом в лучшем случае пишут заявление о рассмотрении дела без их участия в суде, а в худшем, усыновителей постигают долгие ожидания судебного заседания, так как, согласно закону участие органа опеки и попечительства в суде обязательно.   Подводя итоги, хочется отметить, что Иерархия нормативных правовых актов регулируется Законом Республики Казахстан от 24 марта 1998 года №213 «О нормативных правовых актах». Согласно ст. 6 этого закона, при наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Так же важно знать, что нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений. Но, однако, готовясь к данной публикации, я обратил внимание на п.4 ст. 4 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» и в буквальном смысле слова «был в ступоре». Регулируя соотношения юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов по соответствующим нисходящим уровням, закон отмечает, что вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан. В свою очередь, этот закон не уточняет, где же по своей иерархии находятся эти вышеуказанные нормативные постановления. Мы, адвокаты всегда считали Нормативные Постановления Верховного Суда РК подзаконным актом, направляющим действия судов, а так же как наглядное пособие, уточняющим и конкретизирующим правоотношения участников процесса для всестороннего рассмотрения дела и принятия законного решения. Получается что если, НП ВС находится вне иерархии, тогда в нашем рассматриваемом случае по вопросам усыновления, ГПК и Закон РК «О браке (супружестве) и семье» противоречат Нормативному Постановлению, а не наоборот. Тогда, полагается что, необходимо внести соответствующие изменения в эти кодексы.   В новом ГПК РК (от 31 октября 2015 года) более подробно указаны документы, прилагаемые к заключению органов опеки и попечительства. Так же, в новом ГПК РК оставлены прежними тезисы о том, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья обязывает органы, осуществляющие функции по опеке или попечительству по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка, представить в суд разрешение. Так же без изменения осталось условие, что в необходимых случаях суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя). Считаем, что «необходимые случаи» привлечения к участию в суде родителей усыновляемого ребенка так же должны быть конкретизированы, что бы усыновители при подготовке материала к усыновлению уже знали, что им придется либо не придется обращаться к биологическому родителю, для того чтобы тот подтвердил отказ и свое согласие на усыновление в судебном заседании.   Хочется надеяться, что Верховный суд Республики Казахстан, с момента действия нового процессуального закона, внесет соответствующие поправки, для исключения всевозможных противоречий Нормативного постановления «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке (супружестве) и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» с Гражданским Процессуальным Кодексом РК.     С уважением, адвокат Ювенальной ЮК                                                       Ахметжанов С.А.
Другие статьи